СМР, ЦМР, КДПГ — Коротко о главном

Что такое СМRМеждународная товарно-транспортная накладная, договор и фактическое доказательство международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.
Когда прменяетсяВ соответствии с конвенцией КДПГ, любая международная автомобильная перевозка оформляется CMR.
Значение СМRВ государстве подписавшем КДПГ ее положения превлируют над местным законодательством — любые противоречия с ЦМР трактуются в пользу СМР! СМР с печатями служит доказательством условий договора. Любое международное разбирательство основывается на КДПГ и CMR. Россия учстник КДПГ с 1983г.
Количество экземпляровМинимум три — грузоотправителю, перевозчику, грузополучателю (иногда розовый, зеленый желтый соответственно). Проще всего распечатать нужное количество. Часто 1 экземпляр забирает таможня.
CMR–страхованиeДобровольное страхование гражданской ответственности перевозчика перед грузовладельцем, для международных перевозок. Только ответственность перевозчика! Не путать со страхованием груза!
ОформлениеСМР отражает все важные аспекты преевозки, а ткже открыватеся и закрывается подписями и печатями всех участников перевозки: отправитель, получатель, перевозчики, таможня, СВХ, фитосанитарный контроль и т.п….

Транспортная накладная CMR (ЦМР) описание документа

Данный документ является одновременно: накладной, договором (подтверждением договора перевозки), фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ.

CMR накладная – это суммирующий документ, в котором отражается вся основная информация из всех остальных сопроводительных документов (инвойса, упаковочного листа, сертификатов, классификационного решения, сертификатов, сведений о перевозке опасного груза и т.д.).

Важно, что в отличие от простой накладной, CMR составляется как минимум в трех оригинальных экземплярах для каждой из сторон (грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя). Часто CMR требуют таможенники и другие проверяющие и контролирующие органы.

Также важно, что именно CMR является подтверждением выполнения перевозчиком своих обязанностей (печать грузоотправителя открывает, а печать грузополучателя закрывает перевозку).

Важность CMR обусловлена тем, что в случае международных разбирательств данный документ превалирует над всеми остальными (в том числе договором и местным законодательством). Действует не во всем мире, а только в СТРАНАХ, принявших конвенцию КДПГ — большинство стран ЕС, СНГ, Турция, Иран, Сирия.

Правовые основы CMR (ЦМР)

Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) имеет статус Конвенции ООН. Регулирует отношения, возникающие при перевозках автотранспортом международных торговых грузов.

CMR — это сокращение названия конвенции КДПГ на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route). При условии, что хотя бы одна страна международной перевозки является участником КДПГ она должна применять конвенцию к перевозке.

Накладная CMR не является оборотным и товарораспорядительным документом. Конвенция определяет ответственность перевозчика, сроки предъявления требований и уведомлений.

Правила и порядок, перевозки автомобильным транспортом определяются конвенцией не только для коммерческих перевозок, но также и для государственных учреждений.
Исключение только для:
1. грузов почтового назначения (регламентируются международными почтовыми Конвенциями);
2. мебели, бытовой техники — имущества и утвари при переезде;
3. тел покойников.

Бланк СМR-накладной унифицирован. В РФ и форма и порядок заполнения регламентирует письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006, основные положения которого рассмотрим ниже.

Образец, бланк, содержание и заполнение CMR (ЦМР)

Форма и минимальные данные в СМР строго регламентированы. Однако в ЦМР не запрещается вносить дополнительные данные, если они необходимы для перевозки. Для внесения дополнительной информации в СМР предусмотрена графа 20.
CMR заполняется грузоотправителем, перевозчиком, получателем груза — в соответствующие графы вносятся печати и подписи ответственных лиц. По одному оригиналу остаётся у грузоотправителя, перевозчика и получателя, однако часто несколько оригиналов оставляет себе налоговая и другие государственные органы.
При перевозке сборных грузов (в адрес нескольких получателей) каждому получателю груза должна быть выдана отдельная СМР.
Также в случае перевозки груза несколькими транспортными средствами (составами транспортных средств), СМР оформляется для каждого транспортного средства (состава транспортных средств).
Образец ЦМР ниже. А дальше мы разберем все пункты более подробно.

Обязательные и дополнительные данные CMR

Сразу надо отметить, во всех графах можно увеличивать и\или сокращать количество строк. удобно делать СМР в экселе и распечатывать необходимое количество (требование о цветных оригиналах необязательное).
1. Отправитель — вносится наименование и адрес отправителя (если отправитель и продавец разные юрлица должен быть указан отправитель + «от имени» или «on behalf» наименование и адрес продавца.
2. Наименование и адрес получателя, тут также возможен получатель от имени покупателя (тогда указываются оба)
3. Место разгрузки груза (адрес должен совпадать с адресом во 2-й графе.
4. Место погрузки груза (адрес должен совпадать с графой 1.
5. Прилагаемые документы — указываются инвойс, упаковочный, сертификаты, классификационные решения и т.п. все документы, сопровождающие груз.
6.-12. Знаки и номера, Количество мест, Род упаковки, наименование груза, Статист. №, Вес брутто (кг), Объем (м3) — в данных колонках указывается минимум: артикул, наименование, веса, количество мест, коды ТНВЭД. Также возможно там перечислить вид упаковки, объём и стоимость (если стоимость будет объявлена, то ответственность перевозчика ровна стоимости товара в CMR)
13. Указания отправителя (таможенная и прочая обработка) — указывается наименование, адрес, код таможни, возможно контакты таможенного представителя.
14.Возврат — указывается транспортное средство или контейнер, если был временный вывоз на территорию иностранного государства.
15. Условия оплаты — указывается условия контракта по ИНКОТЕРМС.
16. Перевозчик (наименование, адрес, страна) — заполняется или чаще ставится печать первого перевозчика
17. Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна) — если в процессе перевозки один перевозчик передает груз другому, например на границе… если перевозчиков 3 и более может как оформляться вторая СМР, так и вычеркиваться предыдущий перевозчик и указывается новый.
18. Оговорки и замечания перевозчика — перевозчик может указать оговорки и замечания относительно состояния груза (только эта графа, убережет перевозчика от штрафов и ответственностью.
19, 27, 28, 29 Подлежит оплате, Тариф, Тарифное расстояние — не обязательные поля, заполняются, если есть соответствующая информация (о тарифе, стоимости перевозки, использовании погрузочной-разгрузочной техники.
20. Особые согласованные условия — как уже писали ранее, в эту графу можно добавить любую необходимую информацию на усмотрение сторон.
21. Составлена в, дата составления (как правило указывается город отправки груза).
22. Подпись и штамп отправителя
23. Подпись и штамп перевозчика.
24. груз получен (грузополучатель ставит туда свою печать, если нет замечаний перевозка закрыта!
25 и 26. данные на авто (номер) и марка.

Используемые документы

Очень важно следить, чтобы все данные в СМР «бились» с инвойсом, упаковочным листом, договором, класс решением, сертификатами, транзитными и экспортными документами…

Печати на CMR участников перевозки

Как большинство документов, без печатей CMR недействительна.
Грузоотправитель — ставит печать и подпись в графу 22.
Перевозчик — ставит печать в графу 23 и 16. Если перевозчик меняется, второй перевозчик ставить свою печать в 17 графе (как уже было написано: «если перевозчиков 3 и более может как оформляться вторая СМР, так и вычеркиваться предыдущий перевозчик и указывается новый».
Таможня — ставит 2 печати об открытии транзита (от границы и до таможни). И о том, что товар поступил (о закрытии ВТТ).
Грузополучатель — ставит круглую печать и подпись в графу 24 «Товар получен» что закрывает перевозку. Грузополучателем может быть покупатель, агент, Склад Временного Хранения, все зависит от условий перевозки.

Особенности оформления CMR при работе с Китаем

Китай не является участником КДПГ, кроме того, до настоящего времени в Китае действует запрет на грузовые перевозки по внутренней территории для иностранных перевозчиков. Несмотря на разговоры об обоюдной либерализации рынка грузоперевозок, китайские перевозчики также не могут возить грузы по территории РФ.
Из-за этого порядок перевозки груза от китайского поставщика такой (доставка до китайского клиента из-за границы в обратном порядке):
1. Китайский перевозчик забирает груз на фабрике и по внутренним китайским документам довозит груз до СВХ в Маньчжурии (Китай) или Хоргоссе (Кахахстан).
2. Российские авто заходят на территорию СВХ и загружают данный груз.
3. СМР выдается на территории СВХ, где и ставится печать СВХ. Получается, что грузоотправитель Китайская фабрика, но печать в графе 22 стоит СВХ.

Печати таможенной службы при транзите и выпуске товара

Печати таможни при таможенном транзите

«При оформлении процедуры тамjженного транзита проставляется 2 печати (и соответствующие отметки):
1-я печать — при gересечении МАПП помимо печати таможни указывается номер таможенной декларации в формате: ХХХХХХХХ/ДДММГГ/YYYYYYYYY, где
ХХХХХХХХ — номер таможенного поста, который открыл процедуру таможенного транзита и, соответственно зарегистрировал ТД
ДДММГГ — дата открытия таможенного транзита
YYYYYYYYY — номер ТД
2-я печать — в месте закрытия процедуры тамjженного транзита. Согласно пункту 20.3 приказа ФТС РФ №1067 печать содержит таможенный пункт, указывается срок прибытия, возможные пломбы и реквизиты МДП (TIR)

Печати таможни при процедуре МДП

В том случае, если перевозка по МДП (Carnet TIR) то отметки ставятся в книжке МДП и только по окончании процедуры декларант (водитель или таможенный представитель) получат «сейф-пакет в котором будет один экземпляр CMR с отметкой о выпуске» согласно приказу ФТС РФ№1067 п.20.6

Печать таможни при выпуске товара и доставке до места назначения внутри страны

Как правило, международная доставка осуществляется при прибытии товара в таможню назначения. Чаще всего товар выгружается на Складе Временного Хранения, откуда после завершения таможенных формальностей грус забирает внутренний перевозчик (и доставляет по обычной внутренней ТТН).
Однако, в случае, если товар доставляется той же машиной, что осуществлялась международная перевозка, стоит потребовать с таможенной службы печать о том, что товар выпущен, либо сделать ещё одну ТТН на доставку от таможни до места доставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *