актуально на 2023 год

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (пошлин и налогов) подразумевает выполнение таможенных формальностей по выпуску груза без фактической или предварительной уплаты таможенных пошлин.


Оглавление

Когда необходимо обеспечение
 Минимальный порог обеспечения 
Генеральное обеспечение
Способы обеспечения
Размеры обеспечения
Выпуск без обеспечения
Возврат обеспечения


Выгода заключается в том, что нет необходимости платить авансом пошлины и налоги за товар, который ещё не реализован. Но чаще бывает, что без внесения обеспечения товар просто не может быть выпущен. Однако проблема для декларанта, которая нивелирует возможные выгоды — это размер обеспечения. Нередко таможенные службы завышают таможенную стоимость ввозимого товара, при расчёте размера обеспечения!

Общие условия обеспечения регламентируются: главой 9 Таможенного Кодекса ЕАЭС. Статья 62. Общие условия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. 1

Дополнительно, на территории Российской Федерации действует ст. 55. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» 2

 

Когда необходимо и возможно обеспечение

В соответствии с ТК ЕАЭС Обеспечение предоставляется в следующих случаях:

  • Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов – отсрочка или рассрочка (Ст. 58 ТК ЕАЭС).
  • Выпуска товаров до подачи декларации на товары (Ст. 120 ТК ЕАЭС).
  • При выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (ст. 121 ТК ЕАЭС).
  • При выпуске товаров при назначении таможенной экспертизы и до получения результатов таможенной экспертизы (Ст. 122 ТК ЕАЭС).
  • При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (Ст. 143 ТК ЕАЭС).
  • При помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (Ст. 177 ТК ЕАЭС).
  • При применении процедуры таможенного транзита в отношении товаров Союза, перевозимых через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем (Ст. 304 ТК ЕАЭС).

Однако данный перечень не полный, поскольку, согласно п.1 ст. 62 ТК ЕАЭС: Государства, входящие в Союз, имеют право определять иные случаи применения таможенного обеспечения. На территории Российской Федерации эти случаи прописаны в ст. 55 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.2018.

В соответствии с 289-ФЗ от 03.08.2018, обеспечение ТАКЖЕ предоставляется в следующих случаях:

  • Условный выпуск товаров, в случае если применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (подп.1 п.1 Ст 126 ТК ЕАЭС);
  • Помещение товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза;
  • Помещение под таможенную процедуру таможенного склада товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе, если хранение таких товаров будет осуществляться в местах, не являющихся таможенными складами;
  • Временное хранение товаров:
  • Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов;
  • Подача ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа в области таможенного дела, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, обжалованного в порядке, предусмотренном главой 51 настоящего Федерального закона;
  • В случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.

ЕАЭС, либо решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Минимальный порог обеспечения определяется согласно п. 3 ст. 55 федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 возможен выпуск без предоставления обеспечения для товаров, по которым размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не превышает суммы, эквивалентной пятистам евро.

Также необходимо учитывать  специальные защитные, компенсационные и антидемпинговые пошлины! Эти пошлины не действуют постоянно и принимаются либо указами Госорганов участников ЕАЭС, либо решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. Регламентируются данные пошлины Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение 8 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Генеральное обеспечение

Может  быть предоставлено на несколько таможенных операций, если они совершаются одним и тем же лицом в определённый период времени.

Возможность применения генерального обеспечения регламентируется Ст. 64 ТК ЕАЭС, а именно (согласно п. 2):

1) Все таможенные операции совершаются на территории государства-члена, таможенному органу которого предоставлено генеральное обеспечение;
2) Таможенные операции совершаются на территориях нескольких государств-членов при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Порядок и правила применения Генерального обеспечения определяются каждым государством ЕАЭС самостоятельно. В России это регламентировано ст. 59 федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018, а также правилами применения генерального обеспечения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1005 3

Возврат генерального обеспечения регламентируется ст. 70 федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018

Способы обеспечения таможенных платежей

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается согласно Ст. 63. ТК ЕАЭС:

  • денежными средствами,
  • банковской гарантией,
  • поручительством,
  • залогом имущества.

Конечно, самый распространённый способ обеспечения — банковская гарантия. Подробнее о всех способах в вопросе 41. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

Размеры обеспечения

К сожалению завышение размера обеспечения Таможенными Службами нивелирует выгоды данного инструмента. 
В настоящее время таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает ограничения для таможенной службы при определении размера обеспечения.

Размер обеспечения в общем виде определён в п.1 ст. 65 ТК ЕАЭС и включает в себя общую сумму таможенных пошлин, налогов, которые подлежат уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска преференций и льгот. Однако данные суммы (пошлин и налогов) как раз и определяются исходя из таможенной стоимости товара. 

Согласно п. 5 ст. 65 ТК ЕАЭС для определения таможенной стоимости товара и соответственно размера обеспечения по уплате таможенных пошлин и налогов при выпуске товаров может быть использована следующая информация, цитируем: 

1. информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;
2. таможенная стоимость товаров без учета заявленных вычетов и скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;
3. таможенная стоимость товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Конечно данный пункт не гарантирует, что размер обеспечения ну будет завышен, но налагает определённые ограничения на Таможенные службы.

Выпуск без обеспечения

Существует возможность выпуска товаров без предоставления обеспечения. Подразумевается, что такая возможность должна поощрять добросовестных участников ВЭД.  Выпуск без обеспечения регламентирован п. 3 ст. 55 федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018.

Данные пункты не имеет смысла перечислять тут, они касаются:

  • Международных актов, например авиа- и морских судов, авиадвигателей, научных образцов и т.п.
  • Крупных и добросовестных декларантов, совокупная сумма платежей по налогам и сборам которых, за три года, превысила 7 миллиардов рублей и не имеющих нарушений.
  • Упоминаемый выше минимальный порог обеспечения, не превышающий  суммы, эквивалентной пятистам евро.

В данном законе определен порядок выпуска без предоставления обеспечения для Таможенного Представителя (п. 10 ст. 55 федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018. Также п. 14 определяет порядок такого взаимодействия. 4

 

Возврат обеспечения

Возврат или зачет обеспечения регламентируется п. 8 ст. 67 ТК ЕАЭС, а точнее отсылает к порядку и срокам такого возврата установленному государством, в котором это обеспечение было уплачено. В России это ст. 69 Ф.З. от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022).

Возврат обеспечения или остатка обеспечения в общем виде (согласно п. 9 ст. 67 ТК ЕАЭС) производится в случае выполнения обязательств в отношении которых был предоставлено это Обеспечение либо заменой данного Обеспечения другим. Однако частные случае указаны в п.1 ст 69 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022).

Согласно п.3 ст. 69 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022), возврат денежного залога, в том числе остатка денежного залога, производится в форме зачета в счет авансовых платежей в течении 5ти рабочих дней — автоматически, без предоставления какого-либо заявления.

Возврат по заявлению. И только если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов не возникла совсем, то согласно п.5 ст. 69 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)) зачет производится по заявлению, форма и порядок подачи которого, которого приведены в Приказе ФТС от 14.01.2019 № 25 «Об утверждении формы заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей…» 5

Важно! Такое заявление можно подать в срок не позднее трёх лет со дня, следующего за днем принятия денежного залога (п.7 ст.69 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022))!


Нормативная документация

  1. Таможенный Кодекс Евразийского Экономического Союза, Приложение N1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023). http://www.kremlin.ru/acts/bank/43499
  3. Постановление правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1005. ПРАВИЛА применения генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в случае если все таможенные операции совершаются на территории Российской Федерации.  http://government.ru/docs/all/123185/
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 284н «Об утверждении формы обращения таможенного представителя о непредоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, Порядка заполнения обращения таможенного представителя о непредоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, формы уведомления таможенного органа о результатах рассмотрения обращения таможенного представителя о непредоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, Порядка заполнения уведомления таможенного органа о результатах рассмотрения обращения таможенного представителя о непредоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, Порядка и сроков взаимодействия таможенного органа и таможенного представителя» https://www.alta.ru/tamdoc/18b00284/?ysclid=lf98kifurh281516021
  5. Приказ Федеральной таможенной службы от 14.01.2019 N 25 «Об утверждении формы заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленного в виде электронного документа, Перечня сведений, подлежащих указанию в заявлении о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленном в виде электронного документа, Порядка заполнения и представления в таможенный орган заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленного в виде электронного документа, и Порядка рассмотрения заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей и информирования заявителя об отказе в зачете денежного залога в счет авансовых платежей» https://www.alta.ru/tamdoc/19pr0025/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *