актуально на 2023 год

Основная функция Таможенного органа является таможенный контроль, который проводится в соответствии с п.1 ст. 310 «Проведение таможенного контроля» ТК ЕАЭС1.

Принципы проведения Таможенного Контроля ТК

1. Принцип выборочности и применение системы управления рисками (СУР)

В соответствии с п. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС, равно как и п. 6 и 7 ст. 214 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)2, при проведении ТК сотрудники таможни исходят из принципа выборочности, основанного на СУР. Система управления рисками регламентируется главой 50 ТК ЕАЭС.

Однако, в случае п. 4 (наличие информации о нарушении), а также п. 5 (соблюдение запретов и ограничений) ст. 214 Ф.З. от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) Таможенные органы могут осуществлять проверку без использования СУР.

2. Принцип законности

Согласно п. 1 и 2 ст 9 ТК ЕАЭС все лица имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС и все товары, перещаемые через Таможенную границу ЕАЭС подлежат Таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС. Это означает, что сотрудники Таможенного органа не могут устанавливать ограничения и применять формы проверки, не указанные в ТК ЕАЭС.

 

3. Взаимодействие таможенных и государственных органов

В соответствии с гл. 49 ТК ЕАЭС, Таможенные органы взаимодействуют между собой, с государственными органами, международными организациями, в соответствии с межгосударственными и международными договорами. Взаимодействие осуществляется как в рамках ЕАЭС, так и с третьими странами. Взаимодействие подразумевает, согласно ст. 368 ТК ЕАЭС не только обмен информацией, но также обмен документами, административную помощь, возможность присутствия при проведении таможенного контроля.

В соответствии со ст. 375 ТК ЕАЭС полученная таким способом информация может использоваться только для выполнения функций Таможенных органов.

4. Соблюдение законодательства о ТК

В соответствии с пунктами 5 – 9 ст. 310 ТК ЕАЭС. Таможенный контроль проводится строго в период нахождения товаров под таможенным контролем, с соблюдением законодательства государства-члена о таможенном контроле, исключительно должностными лицами таможенных органов. Согласно ст. 17 ТК ЕАЭС иные государственные органы могут отбирать пробы у товаров, находящихся под государственным контролем только с официального разрешения Таможенного органа.

При проведении Таможенного контроля, Таможенным органам не требуется каких–либо разрешений или предписаний для выполнения своих обязанностей, также, согласно п. 10 ст. 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы не вправе устанавливать требования, не предусмотренные таможенным законодательством.

Согласно п. 12 ст. 310 ТК ЕАЭС Таможенный контроль может проводится только в местах, установленных законодательством, или в зонах таможенного контроля либо в тех местах, где находятся (должны или могут) товары или транспортные средства (международной перевозки или личного пользования) подлежащие таможенному контролю.

Согласно ст. 311 ТК ЕАЭС объектами, в отношении которых проводится Таможенный Контроль могут быть ТОЛЬКО указанные в ст. 311:

  • товары и транспортные средства, соответствующие описанным в указанной статье,
  • декларации и любые другие предусмотренные законом документы,
  • деятельность лиц и организаций, связанных с таможенным делом,
  • сооружения, площадки и помещения в статусе СВХ.

Таможенный Контроль проводится:

  • до выпуска товаров (с момента пересечения таможенной границы);
  • после выпуска товаров сохранивших статус иностранных (условный выпуск);
  • после выпуска на таможенной территории товаров, приобретающих статус товаров ЕАЭС (3 года после выпуска)
 
5. Принцип гуманности и недопущения вреда

При проведении ТК причинение неправомерного вреда участникам ВТД деятельности, а также товарам и транспортным средствам не допускается, согласно п. 11 ст. 310 ТК ЕАЭС

6. Принцип оперативности Таможенного контроля

Проистекает из п. 5 ст. 310 ТК ЕАЭС ограниченности по времени периода нахождения товаров под Таможенным контролем. Принцип оперативности в свое время означает, что все формы контроля таможенной направленности обязаны осуществляться в конкретно заданные сроки.

 

Формы проведения таможенного контроля

Формам таможенного контроля посвящена глава 45 ТК ЕАЭС. Сами формы Т.К. перечислены в ст. 322 ТК ЕАЭС.  Таких форм 7 и их подробному описанию посвящены статьи 323- 333 ТК ЕАЭС, а также глава 43. Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)

Кратко суть форм таможенного контроля следующая:

1. Получение объяснений

cт. 323 ТК ЕАЭС

Получение должностными лицами таможенных органов сведений от перевозчиков, декларантов и иных лиц в письменной форме, оформленном согласно решению КТС от 20.05.2010 № 2603.

2. Проверка документов и/или сведений

ст. 324 ТК ЕАЭС, ст. 225 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)

Проводится с целью проверки достоверности сведений и правильности оформления документов, соблюдения условий использования товаров. Может проводиться как до, так и после выпуска товаров.

3. Таможенный осмотр

ст. 327 ТК ЕАЭС, Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 23544

Визуальный осмотр товаров, транспортных средств и т.п. Проводится с целью получения и проверки сведений о товарах, транспортных средствах, наличия пломб, печатей и т.п. Результаты также оформляются актом по форме, согласно решению КТС от 20.05.2010 № 260 

4. Таможенный досмотр

ст. 328 ТК ЕАЭС, письмо ФТС России от 06.02.2020 № 01-11/064585

Отличается от осмотра вскрытием упаковки, личных вещей, контейнеров, удаление пломб. Существует процедура и порядок вызова декларанта и проведения процедуры. Результаты также оформляются актом по форме, согласно решению КТС от 20.05.2010 № 260

 

5. Личный таможенный досмотр

ст. 329 ТК ЕАЭС

Проведение досмотра физического лица.

6. Таможенный осмотр помещений и территорий

ст. 330 ТК ЕАЭС, ст. 227 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)

Визуальный осмотр помещений и территорий в целях проверки наличия или отсутствия документов или товаров являющихся объектами таможенного контроля или получения сведений о таких товарах и/или документах. Проводится по предписанию, в установленный период времени и оформляется актом, по форме, согласно решению КТС от 20.05.2010 № 260 

7. Таможенная проверка

Форма таможенного контроля, которая проводится после выпуска товаров, которая проводитс с целью проверки соблюдения лицами законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Может быть камеральной  — по месту нахождения таможенного органа и выездной – по месту нахождения предпринимателя. Проверки бывают плановыми, внеплановыми и встречными. Каждый вид и форма проверки регаламентируется статьями 331 – 334 ТК ЕАЭС и 228 – 232 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022).


Нормативная документация

  1. Таможенный Кодекс ЕАЭС https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017
  2. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.» http://www.kremlin.ru/acts/bank/20277
  3. Решение комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов» https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0260/?ysclid=lfb7q0cpgi361585746#pr21
  4. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» О контроле товаров и транспортных средств с использованием ИДК https://www.alta.ru/tamdoc/10pr2354/?ysclid=lfb8r2jxgm414765327
  5. Письмо ФТС России от 06.02.2020 № 01-11/06458 «О направлении рекомендаций» Рекомендации по организации и проведению таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов https://www.alta.ru/tamdoc/20p06458/?ysclid=lfb9cp06pk975378288

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *