актуально на 2023 год
Принцип деятельности таможенных органов
Определены п.3 ст.1 ТК ЕАЭС, а также одноимённой ст. 254 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)1, таких принципов семь и кратко их можно перечислить следующим:
п.3 ст.1 ТК ЕАЭС | ст. 254 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ |
— равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, — четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, — гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, — применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов. |
1. Законность; Первые два пункта соответствуют статье 2 Конституции РФ: «…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.» Поскольку Таможенные органы являются государственной организацией, их деятельность не может нарушать законные интересы граждан, пересекающих таможенную границу ЕАЭС. В соответствии с п.3 Общих положений П.П. РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021)2. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации 3. Единство системы таможенных органов. Отражает строгую иерархию системы таможенных органов, ответственность сотрудников и соблюдение законодательства независимо от места нахождения нижестоящих таможенных органов. 4. Профессионализм и компетентность сотрудников таможни. Возлагает ответственность на сотрудников таможенных органов за выполнение своих обязанностей. 5. Открытость деятельности таможенных органов; Последние три пункта связаны с тем, что Таможенные органы действуют в строгом соответствии с таможенным законодательством, поэтому их деятельность не может противоречить данным принципам. |
Система таможенных органов Р.Ф.
Система таможенных органов в соответствии с п.8 ст. 351 ТК ЕАЭС3, устанавливается законодательством государств-членов. В Р.Ф. это закон ст. 253 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022)
Таможенные органы представляют собой единую федеральную централизованную систему, в соответствии со ст. 253 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022),.
Также, согласно п.1 Общих положений П.П. РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021)2 является федеральным органом исполнительной власти.
Это жестко иерархическая и военизированная организация, находящаяся в тесном сотрудничестве с Федеральной налоговой службой (ФНС России) на основе синхронизации баз данных и соподчинённости Министерству Финансов Р.Ф.
Таможенными органами являются, в соответствии со п.2 ст 253 Ф.З. от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022):
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.

Нормативная документация
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808040005?rangeSize=%D0%92%D1%81%D0%B5&ysclid=lgdhlqd8iy28980979
2. Постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» http://government.ru/docs/all/134031/
3. Таможенный Кодекс ЕАЭС https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017