актуально на 2023 год

Предварительные решения о происхождении товаров принимаются с целью сокращения времени таможенных операций при таможенном декларировании и регалментируются ст. 32 — 36 ТЕ ЕАЭС1.

Согласно п.1 ст. 32 ТК ЕАЭС предварительное решение применяется для товаров ввозимых на территорию ЕАЭС до таможенного декларирования товаров.

Порядок получения предварительных решений

Согласно п.1 ст.33 ТК ЕАЭС, порядок принятия предварительного решения определяется одноимённой статьёй, а также статьями 34 — 36, а в случаях не урегулированных ТК ЕАЭС законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В случае Р.Ф. — это ст.22 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.20182.

Предварительные решения принимаются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения, информация о таком предварительном решении указывается в декларации на товары. 

Заявление на предварительное решение

В соответствии со ст. 34 ТК ЕАЭС предварительное решение принимается на основании заявления поданного заявителем в электронном виде или на бумажном носителе.

В Р.Ф. предварительное решение подаётся, в соответствии с п.2 ст.22 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.2018: «с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или документа на бумажном носителе«.

На территории Р.Ф. действует Административный регламент ФТС РФ, утверждённый приказом ФТС РФ № 381 от 20.04.20203

Заявление может быть подано Декларантом (ст.83 ТК ЕАЭС или ст.100 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.2018), либо уполномоченным таможенным представителем.

Строгой формы заявления нет, однако согласно п.2 ст.34 ТК ЕАЭС есть перечень данных, которые должны быть указаны в заявлении, в общем виде это:

— Сведения о заявителе (наименование и адрес);
— Подробные сведения о товаре: наименование, товарный знак, основные технические и коммерческие характеристики, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
— Сведения о материалах, из которых изготовлен товар.
— Сведения о производственных и технологических операциях, совершенных для изготовления товара.

К Заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара должны прилагаться подтверждающие документы — акты экспертиз, сертификаты о происхождении, протоколы испытаний, договоры и иные документы, пробы и образцы… см. подробнее п. 3 ст.34 ТК ЕАЭС.

Таможенный орган вправе потребовать перевода всех предоставленных документов на государственный язык государства-члена.

Причины отказа в предварительном решении

Существует 2 причины отказа:

Причина 1 — отсутствие необходимых сведений и уточнений в установленный срок

В случае уточнения предоставленной информации Таможенный орган, в соответствии со ст.34 ТК ЕАЭС, в срок, не позднее 30 календарных дней (на территории Р.Ф., согласно ст.22 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.2018 не позднее 20 календарных дней) направляет требование о предоставлении уточнений или дополнительных документов.

Все замечания и уточнения должны быть предоставлены в срок, не позднее 60-ти календарных дней.

Причина 2 — недостоверные сведения или фальсификация сертификата

В соответствии с п.5 ст. 34 ТК ЕАЭС если таможенный орган обнаружит  признаки того, что сертификат происхождения, предоставленный с заявлением на предварительное решение недействительный, не подлинный или содержит недостоверные сведения, то таможенный орган должен самостоятельно проверять подлинность такого сертификата в уполномоченном органе выдавшем сертификат.

В том случае, если подлинность не подтверждается, таможенный орган отказывает в принятии предварительного решения о происхождении товара и уведомляет заявителя с указанием причин отказа.

Кроме того в ст.22 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.2018 конкретизированы причины отказа в выдачи пердварительного решения, но они укладываются в 2 основные.

Сроки принятия и сроки действия предварительного решения

Срок действия сертификата полностью соответствует срок действия сертификата о происхождении, на основании которого такое решение было принято.

В соответствии со ст.35 ТК ЕАЭС на территории ЕАЭС срок выдачи предварительного решения не иожен быть больше 90 дней, однако на территории государств-членов срок может быть меньше. В Р.Ф., согласно ст. 22 Ф.З. № 289-ФЗ от 03.08.2018 этот срок не может првышать 60 дней.

Кроме того, на время, пока заявитель готовит уточнения и подтверждения срок останавливается.

Изменения, потеря, восстановление, отмена и отзыв  предварительного решения

В соответствии со ст. 33 ТК ЕАЭС в случае утраты предварительного решения о происхождении товара таможенным органом должен быть выдан дубликат.

Согласно ст. 36 ТК ЕАЭС изменения в предварительное решение о происхождении товара могут быть внесены как по инициативе таможенного органа, так и по инициативе заявителя, в случае обнаружения неточностей или ошибок не влияющих на сведения о происхождении товара.

Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товаров принимается в двух случаях (п.3 ст.36 ТК ЕАЭС):

1) Недостоверные сведения и документы (подложные, неполные, недостоверные).

В данном случае решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия этого предварительного решения о происхождении товара.

2) Ошибки, влияющие на сведения о происхождении товара.

В данном случае решение о прекращении действия предварительно го решения действует с момента принятия такого решения о прекращении действия. Согласно п.6 ст 36 ТК ЕАЭС вы этом случае таможенный орган в течении 10 календарных дней должен уведомить заявителя о принятом решении и выдать новое предварительное решение с учетом выявленных ошибок и предоставленных ранее документов.

Существует и третий случай прекращения действия ранее выданного предварительного решения — это отзыв таможенным органом предварительного решения в связи с изменением правил определения происхождения ввозимых товаров внесены изменения в части критериев определения происхождения товаров.

Причем решение об отзыве вступает в силу с момента принятия изменений и требует уведомления со стороны Таможенного органа не позднее дня следующего за днём принятия такого решения.


Нормативная документация

1. Таможенный Кодекс ЕАЭС https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023). http://www.kremlin.ru/acts/bank/43499
3. Приказ Федеральной таможенной службы от 20.04.2020 № 381 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о происхождении товаров» (Зарегистрирован 18.06.2020 № 58704) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006190029?ysclid=lgvzb2peu0385857241

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *