Содержание
Они обеспечивают законность, эффективность и прозрачность таможенного контроля и оформления грузов, товаров, транспортных средств и лиц.
Основные принципы деятельности таможенных органов:
Законность
Все действия таможенников должны строго соответствовать законам и подзаконным актам. Это гарантирует защиту прав участников ВЭД (внешнеэкономической деятельности) и государства.
Объективность и беспристрастность
При осуществлении контроля и разрешения споров таможенники обязаны руководствоваться только фактами и нормами права, без личных предпочтений.
Оперативность и качество обслуживания
Таможенные процедуры должны выполняться без излишних задержек, сохраняя высокий уровень качества и эффективности.
Конфиденциальность информации
Таможенники обязаны хранить тайну коммерческой и личной информации, полученной в ходе деятельности, если это не противоречит закону.
Ответственность
За нарушение законодательства таможенные органы и их сотрудники несут юридическую ответственность.
Гуманность
Обеспечение уважительного отношения к участникам процедур, соблюдение прав человека.
Система таможенных органов
Система таможенных органов — это иерархическая структура, состоящая из различных уровней и подразделений, которые осуществляют полный комплекс таможенных функций.
Структура таможенных органов
- Государственный уровень (центральные органы)
- Министерство/таможенный комитет (в России — Федеральная таможенная служба)
Отвечают за формирование политики, регулирование, международное сотрудничество и координацию. - Региональный уровень
- Региональные таможенные управления
Координируют работу на определенной территории, контролируют и поддерживают местные подразделения. - Местный уровень
- Таможенные посты и пункты пропуска
Прямо осуществляют таможенный контроль товаров, транспортных средств и лиц, оформляют декларации.
Нормативная документация
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808040005?rangeSize=%D0%92%D1%81%D0%B5&ysclid=lgdhlqd8iy28980979
2. Постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» http://government.ru/docs/all/134031/
3. Таможенный Кодекс ЕАЭС https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017
4. Принципы деятельности и система таможенных органов ЕАЭС и РФ https://vedcons.ru/tamozhnya/princzipy-deyatelnosti-i-sistema
Развитие таможенной инфраструктуры
В Евразийском экономическом союзе ведется комплексная работа по созданию и развитию таможенной инфраструктуры, сосредоточенной на ключевых евразийских транспортных коридорах. Особую значимость развитие этой инфраструктуры приобретает на территориях государств-членов Союза, особенно в контексте интеграции с китайской инициативой «Один пояс, Один путь». Это становится особенно актуальным в условиях постоянных внешних вызовов и меняющихся логистических связей.
Геополитические изменения 2021–2023 годов оказывают существенное влияние на развитие таможенной и транспортной инфраструктуры в Союзе, включая направления «Восток – Запад» и «Север – Юг». Растет важность международных транспортных коридоров, таких как «Север – Юг» и «Восток-Запад», которые охватывают морские порты Балтики, Северного морского пути, бассейнов Черного и Каспийского морей, морские порты Дальнего Востока России, а также железнодорожные и автомобильные сети. Совершенствование таможенной инфраструктуры направлено на оптимизацию грузоперевозок из Европы, стран Союза, Ближнего Востока и регионов Центральной и Юго-Восточной Азии.
Объем железнодорожных перевозок в восточном направлении по территории ЕАЭС растет, в том числе по российским маршрутам Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской железной дороги. Значительно увеличился грузооборот в морских портах Дальневосточного региона России (восьми портов), при этом наблюдается смещение грузопотоков с западного направления в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Особое значение сохраняет Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) по направлению Восток-Запад, который проходит из Китая через Казахстан, Каспийское море (морские порты Актау и Курык), Азербайджан и Грузию в страны Европы.
Важна также сеть железнодорожных и автомобильных транспортных маршрутов, связывающих Китай с Россией и Казахстаном, включая развитую систему российских железных дорог и морских портов северо-западного направления.
Учитывая высокий транспортный потенциал российских пунктов пропуска на направлении Восток – Запад, из 121 функционирующего пункта пропуска активно развивается 83, тогда как развитие 36 пунктов приостановлено до конца специальной военной операции, из них 25 расположены на границе с Украиной.
