...

Глиняная статуэтка раскрывает историю, произошедшую 12 000 лет назад

от Sova-kolhoz

Это самая древняя из известных скульптур, изображающая встречу человека и нечеловеческого животного

На этой недавно обнаруженной глиняной статуэтке изображен гусь, общающийся с женщиной. Это указывает на то, что около 12 000 лет назад на Ближнем Востоке произошел сдвиг в искусстве и рассказывании историй, вдохновленных духовностью.

Глиняная статуэтка возрастом около 12 000 лет, найденная на севере Израиля, раскрывает удивительно древний поворотный момент в истории повествования и художественных техниках.

По словам археолога Лорана Давина (Laurent Davin) из Еврейского университета в Иерусалиме и его коллег, этот крошечный предмет, который умещается на ладони взрослого человека, представляет собой древнейшую известную статуэтку, изображающую встречу человека с нечеловеческим животным. Тщательная скульптурная обработка запечатлела мифологическую сцену с участием гуся и женщины, сообщают ученые 17 ноября в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

A clay figurine unveils a storytelling shift from 12,000 years ago

Древняя натуфийская статуэтка, слева, изображает гуся, склонившегося над спиной женщины. На рисунке справа, выполненном художником по реконструкции статуэтки, изображены две фигуры в деталях.© Лоран Давинан, древняя натуфийская статуэтка, слева, изображает гуся, сгорбившегося за спиной женщины. На рисунке справа, выполненном художником по реконструкции статуэтки, изображены две фигуры в деталях.© Лоран Давен

Группа Давена собрала статуэтку из трех фрагментов, найденных в каменном сооружении на натуфийской стоянке под названием Нахаль-Эйн-Гев II. Натуфийцы, чья культура существовала примерно 15 000-11 500 лет назад, круглый год жили в деревнях, охотились на различных животных (включая гусей) и собирали дикорастущие злаки.

Несмотря на свой оседлый образ жизни, натуфийцы не выращивали зерновые культуры. Исследователи часто предполагают, что статуэтки, изображающие людей и животных, наполненные символическим значением, впервые появились в фермерских деревнях.

На статуэтке изображен гусь, сидящий на спине женщины. Крылья птицы обхватывают верхнюю часть тела женщины. Ее голова и клюв прижимаются к ее лицу.

Команда Дэвина подозревает, что это изображение представляет собой воображаемое или мифическое спаривание самца гуся с самкой. Исследователи говорят, что вера в духовную связь между людьми и другими животными и описания межвидовых столкновений, включая спаривание, были характерны для многих фермерских сообществ еще около 9000 лет назад, а также исторических обществ охотников-собирателей.

Миниатюрная находка в Нахаль-Эйн-Гев II демонстрирует, что натуралистические изображения людей и различных существ, отражающие духовные верования, “появились раньше, чем считалось ранее”, — говорит Дэвин. “Возможно, глина была средством, способствовавшим появлению таких новых форм выражения”.

A clay figurine unveils a storytelling shift from 12,000 years ago

Археологи Лоран Давен (слева) и Леоре Гросман разглядывают свою миниатюрную находку. Они вместе с зооархеологом Натали Манро говорят, что фигурка свидетельствует о кардинальном сдвиге в древнем повествовании.© Хадас Гольдгейер

Тот, кто создал натуфийскую статуэтку, хотел, чтобы на нее смотрели сверху и под углом, чтобы свет — от солнца или камина — и возникающие в результате этого тени создавали ощущение трехмерного взаимодействия, говорит Дэвин.

Возможно, шаман или другой специалист по ритуалам использовал натуфийскую статуэтку для того, чтобы вызывать сверхъестественные видения или проводить ритуалы, предполагает Дэвин. Предыдущие раскопки обнаружили могилу натуфийского шамана в пещере недалеко от Нахаль-Эйн-Гева II.

Несколько образцов наскальной живописи, более древних, чем натуфийская статуэтка, демонстрируют взаимодействие человека и животных, в том числе сцена охоты в Индонезии, которой почти 44 000 лет. Но древнее глиняное изображение птицы и женщины вывело мифологическое искусство и рассказывание историй на новый уровень, говорит Дэвин.

Похожие публикации