Credit: Pixabay/CC0 Public Domain
Около 93% взрослого населения имеют доступ к Интернету, и 80% из них ищут медицинскую информацию, несмотря на низкий уровень медицинской грамотности. В новом исследовании ученые разработали автоматизированный подход для оценки того, насколько легко доступны обучающие видеоролики для пациентов, которые ищут информацию о диабете.
Результаты исследования дают создателям контента и организациям здравоохранения представление о том, как улучшить взаимодействие пользователей с онлайн-материалами путем разработки цифрового терапевтического подхода, который использует основанные на фактических данных цифровые технологии здравоохранения для убедительного изменения поведения.
Исследование, проведенное исследователями из Университета Карнеги-Меллона (CMU), Университета штата Аризона (ASU) и Мичиганского государственного университета (MSU), США опубликовано в журнале Journal of Medical Internet Research.
«Благодаря огромному объему медицинской информации, доступной в мультимедийных форматах на платформах социальных сетей, миллиарды людей по всему миру получают доступ к медицинской информации через социальные сети без какой-либо возможности проверить точность, понятность или актуальность контента«, — говорит Рема Падман, профессор попечительского совета Наука управления и информатика здравоохранения в Хайнц-колледже Карнеги-Меллона и главный исследователь проекта, который был соавтором исследования.
Обеспечение доступа пациентов к высококачественной медицинской информации и образовательным материалам имеет важное значение для расширения прав и возможностей пациентов, улучшения показателей в области здравоохранения и снижения затрат, а также повышения устойчивости общества. Однако ограниченный уровень знаний в области здравоохранения является проблемой во всем мире. В Соединенных Штатах только 12% взрослых считаются достаточно опытными в своей способности осмысленно интерпретировать медицинскую информацию.
«В этом контексте существует настоятельная необходимость и уникальная возможность разработать способ сбора медицинской информации в режиме онлайн с использованием множества критериев для удовлетворения потребностей различных слоев населения в медицинской грамотности.«, — добавляет Рема Падман
Исследователи разработали подход с расширенным интеллектом «человек в курсе событий», который фокусируется на взаимодействии между людьми и алгоритмами социальных сетей для обмена видео. Этот подход сочетает в себе рекомендации инструмента оценки учебных материалов для пациентов (PEMAT) с функциями, извлеченными из онлайн-видеороликов для пациентов.
Он также использует аннотации к видеороликам, подготовленные экспертами в предметной области, и методы совместного обучения с помощью машинного обучения для оценки понятности видеороликов о диабете и их классификации. Затем, получив эту информацию, исследователи изучили влияние понятности на несколько аспектов вовлеченности зрителей в просмотр видеороликов.
В ходе исследования было собрано около 10 000 видеороликов о диабете — одном из наиболее распространенных хронических заболеваний во многих частях мира — с использованием ключевых слов для поиска, извлеченных из форума, ориентированного на пациентов, и просмотренных медицинским экспертом.
Анализ показал, что классификационная модель совместного обучения, сочетающая машинное обучение с привлечением экспертов, показала высокие результаты. Кроме того, более высокий уровень понятности оказал положительное влияние на вовлеченность зрителей, увеличив количество просмотров, лайков и комментариев, а также повысил вероятность получения рекомендаций экспертов по обучению пациентов.
Эти результаты указывают на важность повышения понятности видео для повышения вовлеченности пациентов в изучение образовательных материалов по контекстуально значимым темам, связанным со здоровьем, что потенциально способствует повышению медицинской грамотности отдельных лиц и групп населения.
По мнению авторов, подход, предложенный в исследовании, может быть более широко применим в различных областях здравоохранения. Методы и принципы могут быть адаптированы к другим хроническим, острым и инфекционным заболеваниям, таким как сердечно-сосудистые заболевания и рак, а также к более широкому контексту обучения пациентов, такому как приверженность к медикаментозному лечению и безопасность пациентов.
Среди ограничений исследования авторы отмечают, что PEMAT предназначен не для пользовательского контента, а для материалов, созданных организациями здравоохранения, поэтому критерии PEMAT могут потребовать адаптации или распространения на видеоролики при оценке подкритериев (например, являются ли материалы, используемые для иллюстрации, лаконичными, являются ли техническое качество видео удовлетворительное). Кроме того, исследование в значительной степени опиралось на оценки четырьмя врачами учебных материалов для пациентов, что создает риск предвзятости оценщиков.
«В настоящее время цифровые технологии для повышения грамотности населения в области здравоохранения и обучения пациентов ограничены, им не хватает масштабируемости и они не в полной мере используют огромное количество общедоступной медицинской информации, которую можно найти в Интернете и на платформах социальных сетей», — объясняет Сяо Лю, доцент кафедры информационных систем в Школе бизнеса и сотрудничества У.П. Кэри АГУ.- ПИ, который был соавтором исследования.
«Создание надежной открытой платформы является альтернативой корыстным интересам частных организаций, использующих запатентованные технологии, что приведет к внедрению инноваций в новые устройства сбора данных, цифровые платформы и технологии в контексте инициатив по повышению медицинской грамотности».
Анджана Сусарла (Anjana Susarla), профессор Омура-Саксена в области ответственного искусственного интеллекта на кафедре бухгалтерского учета и информационных систем в Колледже бизнеса Broad и co-PI Мичиганского государственного университета, которая была соавтором исследования, добавляет:
» Наши результаты могут предложить путь к обучению пациентов и расширению их прав и возможностей, а также к повышению медицинской грамотности населения. населения, предоставляя врачам и пациентам возможность легко получать понятную и актуальную видеоинформацию по вопросам медицинского просвещения».
Дополнительная информация: Xiao Liu и соавт., Повышение медицинской грамотности с помощью видео, понятного пользователю в режиме реального времени Классификация видеороликов: исследование по разработке и оценке, Журнал медицинских интернет-исследований (2025). DOI: 10.2196/56080
Информация о журнале: Журнал медицинских интернет-исследований
