Практически невозможно производить цемент без выбросов, но технология улавливания и хранения углерода, наконец, внедряется для обезуглероживания отрасли
В настоящее время на цементных заводах внедряются промышленные системы улавливания углерода, что вселяет надежду на то, что один из самых сложных в плане обезуглероживания промышленных секторов, возможно, наконец-то встанет на путь достижения нулевого уровня выбросов.
В июне 2025 года первая в мире установка по улавливанию углерода на цементном заводе запущена в Норвегии, а в следующем месяце, по словам владельца завода Heidelberg Materials в Германии, в Великобританию и другие страны Европы будут поставлены первые цементные изделия с нулевым содержанием углерода.
Между тем, строительство установки по улавливанию углерода на цементном заводе в Падесвуде в Северном Уэльсе начнется в течение нескольких недель после объявления на этой неделе соглашения о субсидировании между правительством Великобритании и Heidelberg Materials. Несколько аналогичных установок планируется построить в Швеции, Германии и Польше.
Эти разработки могут стать значительным шагом вперед в стремлении цементной промышленности сократить выбросы, что долгое время считалось одним из наиболее сложных аспектов декарбонизации. “Это хороший шаг вперед”, — говорит Пол Феннелл из Имперского колледжа Лондона, говоря о проектах в Норвегии и Великобритании.
По данным аналитического центра Chatham House, на долю цемента приходится около 8% глобальных выбросов углекислого газа. Значительная часть этого углекислого газа образуется непосредственно в процессе химического производства клинкера, который является основным ингредиентом портландцемента, наиболее часто используемого вида строительных материалов.
“Если вы собираетесь использовать обычный портландцемент, то столкнетесь с проблемой, связанной с выделением большого количества CO2 только из-за его химического состава”, — говорит Феннелл.
Улавливание углекислого газа, образующегося в результате этого процесса, широко рассматривается как единственный масштабируемый способ обезуглероживания этого аспекта производства цемента. Однако, согласно анализу голландского банка ING, сбор, транспортировка и постоянное хранение тонны углерода, образующегося при производстве цемента в Европе, обходится в 50-200 евро.
Правительство Норвегии субсидировало строительство завода в Гейдельберге в Бревике. Система улавливания углекислого газа улавливает 50% всех выбросов цементного завода. Для извлечения CO2 из выхлопных газов цементного завода используется растворитель, получаемый из аммиака, называемый амином. Затем улавливаемый CO2 высвобождается из растворителя, сжижается и закачивается под норвежское морское дно.
По словам генерального директора Heidelberg Materials в Великобритании Саймона Уиллиса, на заводе в Падесвуде будет использоваться та же технология на основе аминов, но после запуска инфраструктуры по улавливанию и хранению углерода в 2029 году выбросы будут сокращены примерно на 95%. Это эквивалентно примерно 800 000 тоннам углекислого газа в год. Установка в Падесвуде будет улавливать больше углерода, чем установка в Бревике, поскольку последняя не может обеспечить дополнительное энергопотребление, необходимое для ее работы на 95%.
Строительные работы должны начаться в течение нескольких недель, и правительство Великобритании согласилось субсидировать эксплуатационные расходы на технологию, хотя детали соглашения о финансировании пока не разглашаются.
“Фундаментальный принцип заключается в том, что правительство собирается выделить нам деньги на строительство и эксплуатацию установки по улавливанию углерода”, — говорит Уиллис.
Финансовая поддержка со стороны правительств необходима для строительства первого парка цементных заводов по улавливанию и хранению углерода, говорит Леон Блэк из Университета Лидса в Великобритании. “Без государственной поддержки улавливание и хранение углерода не могут быть коммерчески рентабельными», — говорит он.
Но есть надежда, что в будущем затраты могут снизиться, поскольку новые технологии помогут сделать производство более энергоэффективным. Например, в Германии компания Heidelberg входит в группу фирм, испытывающих технологию использования кислородного топлива. Это включает в себя рециркуляцию выхлопных газов обратно в горелку, что увеличивает долю CO2 в выделяющихся выхлопных газах примерно до 70%, делая процессы улавливания углерода более эффективными.