Содержание
Данные слежения за судами показали, что еще один танкер со сжиженным газом для российского проекта Arctic LNG 2, подпадающего под санкции, пришвартовался в китайском порту через несколько дней после встречи президента России Владимира Путина с лидером Китая Си Цзиньпином.
Российский танкер «Восход» прибыл в Китай
Данные LSEG показали, что российский танкер для перевозки сжиженного газа «Восход» стоял на якоре в порту Тайшань в юго-западной китайской провинции Гуанси. Танкер со сжиженным газом под российским флагом объемом 150 000 кубометров был загружен на заводе Arctic LNG 2 в Гыдане, на севере Сибири, 19 июля.
Этот груз является третьим из санкционированных к отправке в Китай после танкера Arctic Mulan. Танкер пришвартован к терминалу Beihai LNG в конце августа. Груз Arctic LNG на судне Arctic Mulan — первый груз, доставленный конечному потребителю с момента его запуска в прошлом году.
Производство в рамках арктического проекта (серьезный проект Российской энергетики) началось в декабре 2023 года. Однако проект отстает от графика из-за нехватки газовозов ледового класса и западных санкций из-за войны на Украине.
Груз прибыл через несколько дней после визита Путина в Китай для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества и военном параде, посвященном окончанию Второй мировой войны.
«Арктик СПГ 2», 60% акций которого принадлежит «Новатэку», должен был стать одним из крупнейших в России заводов по производству СПГ. Планируемый объем производства 19,8 млн тонн в год. Однако санкции несколько затормозили реализацию проекта.
Данные показывают, что в прошлом году восемь грузов с проекта «Арктик СПГ-2» были погружены на суда с сжиженным газом, подпадающие под санкции.
В этом году было загружено шесть танкеров из проекта. Несколько танкеров, подпадающих под санкции, следуют на восток по Северному морскому пути.
Два танкера в настоящее время пришвартованы на полуострове Камчатка на Дальнем востоке России. Третий находится в Южно-Китайском море, между Тайванем и островом Хайнань.
Особенности российских танкеров ледового класса
Классы ледовитости и обозначение- Ледовый класс (Арктический классификатор) определяется по Российскому морскому регистру судоходства (РС) и буквенному обозначению: Arc4, Arc5, Arc7 и т.д.; отдельно — классисы «Л1», «Л2» (исторически).
Для танкеров важны ледостойкость корпуса, мощность движителей и наличие усиленной конструкции носа и бортов.
Типы и примеры российских ледовых танкеров
Арктические и арктически-способные танкеры для нефти и наливных грузов: — Класс «Серебрянка» / проект 20080 — мелкосидящие танкеры‑газовозы/нефтевозы для северных портов (примерные проекты, встречаются вариации).
Серия танкеров типа «SCF Ladoga» и «SCF Neva» — российско-зарубежные проекты с ледовым усилением (построены на российских верфях по заказам ФСК/Северной компании).
Проекты «Arctic Shuttle Tanker» (совместные проекты с зарубежными дизайнерами, элементы строительства в РФ).
Газовозы и танкеры для арктических перевозок
Газовозы (сжиженный природный газ, СПГ и СПГ‑танкеры малого класса) и шельфовые танкеры оснащаются ледовым классом (ARC4–ARC7) для работы в барраках и льдах.
Россия разрабатывает шельфовые и швартовочные суда для арктических терминалов.
Верфи, строящие ледовые танкеры в России
Балтийский завод (Санкт‑Петербург) — проекты крупнотоннажных судов, в том числе с ледовыми усилениями.
АО Звезда (Дальний Восток, Большой Камень) — строительство арктических танкеров и СПГ‑танкеров (включая освоение ледовых проектов).
Северная верфь (Северодвинск),
Севмаш — производство специализированных ледокольных и ледостойких платформ, иногда танкеров.
Судостроительные комплексы в Мурманске, Архангельске и Калининграде — мелкие и средние ледовые суда.
Современные проекты и тенденции
Увеличение спроса на арктические танкеры для поставок нефти и газа по Северному морскому пути.
Рост локализации производства и применения российских ледокольных корпусов и азимутальных двигателей.
Переход к более высоким ледовым классам и двойной защите трюм‑/палубных структур.
Конкретные названия всех построенных танкеров и проектов меняются, часть судов создаётся в международных кооперациях либо под зарубежными брендам. Одно несомненно — российское кораблестроение, пусть «со скрипом», пусть не быстро, но возрождается.
Особенности ледовых танкеров (нажмите чтобы раскрыть)
Назначение и общая идея
Предназначены для перевозки наливных грузов (нефть, нефтепродукты, СПГ) в условиях льдов и холодного климата. Главная задача — обеспечить безопасность грузов и ходовые качества при взаимодействии с ледовой обстановкой.
Корпус и конструкция
Усиленный ледовой корпус с увеличенной толщиной и продольными/поперечными бронями в носовой части.
Специальная геометрия носа для ледового дробления и снижения обрастания льдом (клиновидный или закруглённый профиль). Усиленные палубы и переборки, швы и соединения с повышенными требованиями к прочности при низких температурах. Поддержка технологии двойного борта и двойного дна с учетом льдоударов и риска торпедной разгрузки.
Двигательная установка и ходовые качества
Повышенная мощность главных двигателей и резерв по тяге для движения в льду; часто используются азимутальные движители (Azipod) или гребные винты с усиленными шелями. Двигательная защита и подогрев систем, морозостойкая смазка, закрытые или утеплённые машинные помещения. Часто наличие ледового режима работы винтов и управляемых движителей, возможность реверса и повышенных вибронагрузок.
Навигация и система управления
Ледовая навигация: датчики обледенения, ледовые радары, спутниковые сервисы ледовой обстановки, мостики с повышенной обзорностью. Автономные или полуавтономные системы управления для сложных манёвров в пальцах льда и ограниченных каналах.
Защита и безопасность груза
Системы контролируемого температурного режима и теплоизоляции для СПГ/легких нефтепродуктов. Системы обнаружения и ликвидации утечек, увеличенная пожарная безопасность и противокоррозионная защита в арктическом исполнении.
Класс ледовитости и сертификация
Сертификация по ледовым классам (например, Российский морской регистр судоходства — Arc4, Arc5, Arc7 и др.) с требованиями к прочности корпуса, мощности и оборудованию.
Морозостойкие материалы и испытания на статическое и динамическое воздействие льда.
Манёвренность и взаимодействие с ледоколами
Некоторым танкерам требуется эскорт ледоколов; другие — «самодостаточные» в определённых классах льда.
Конструктивные элементы для буксировки и швартовки в ледовой обстановке (усиленные кнехты, отверстия для тросов).
Эксплуатационные особенности
Повышенные требования к обслуживанию и ремонту в суровых условиях; частые инспекции. Ограничения скоростей и маршрутов в зависимости от ледовой обстановки и сезона. Специфика экипажа: подготовка по ледовой навигации, меры по выживанию в холоде.
Экономика и экология
Большее потребление топлива и эксплуатационные расходы из‑за повышенной мощности и сопротивления льда. Особые требования по предотвращению разливов нефти в холодном климате, сбору и утилизации сточных вод, минимизации воздействия на арктическую экосистему.