Мысленная сортировка игрушек по назначению, без физических или словесных подсказок, демонстрирует сложное мышление
Бордер-колли Харви и его владелец играют в «перетягивание каната».
“Где твой красный мячик? Возьми своего писклявого цыпленка!” Некоторые собаки знают свои любимые игрушки по названиям. Новое исследование показало, что собаки, способные запоминать слова, также способны мысленно называть игрушки по тому, как они используются во время игры. Эти собаки могут даже классифицировать новую игрушку, основываясь исключительно на ее использовании, без каких-либо словесных или физических подсказок.
Результаты, опубликованные 18 сентября в журнале Current Biology, дополняют растущий список невероятно сложных когнитивных функций, выполняемых собачьим мозгом.
“Эта работа появилась после того, как [собака] в ходе другого исследования не только разделила свои собственные игрушки на такие категории, как мяч, веревка и кольцо, но и смогла распределить игрушки, которые она никогда раньше не видела, по этим категориям”, — говорит Клаудия Фугацца, исследователь поведения животных из Университета Этвеша Лоранда в Будапеште. “Мы хотели проверить, могут ли собаки также классифицировать игрушку, основываясь исключительно на том, как она используется во время игры, а не на общих физических признаках”.
“Эта работа появилась после того, как [собака] в ходе другого исследования не только разделила свои собственные игрушки на такие категории, как мяч, веревка и кольцо, но и смогла распределить игрушки, которые она никогда раньше не видела, по этим категориям”, — говорит Клаудия Фугацца, исследователь поведения животных из Университета Этвеша Лоранда в Будапеште. “Мы хотели проверить, могут ли собаки также классифицировать игрушку, основываясь исключительно на том, как она используется во время игры, а не на общих физических признаках”.
Конкретные собаки, о которых идет речь, известны как одаренные в изучении слов: домашние собаки, многие из которых бордер-колли, славятся своим обширным словарным запасом названий игрушек, которые они запоминают спонтанно во время домашних игр. Для нового исследования Фугацца и ее коллеги отобрали 11 одаренных в изучении слов и их владельцев. В конечном итоге проект завершили семь собак.
Бордер-колли Гайя (Gaia) занимает высокое положение в своей коллекции игрушек, в которую входят предметы, используемые для проверки ее способности классифицировать предметы по назначению.Клаудия Фугацца (Claudia Fugazza)
Исследования проводились в домашней обстановке каждой собаки. В качестве первого шага владельцы играли со своими собаками в игры под названием “бросай” или “тяни”, в основном в перетягивание каната, используя при этом различные игрушки — от пищалок до веревок и плюшевых мишек, — называя их вслух. Игрушки были случайным образом распределены по категориям; их физические особенности не определяли их использование.
Как только собаки успешно связывали каждую игрушку с ее речевой функцией, владельцы и собаки играли в подбрасывание или вытягивание новых предметов, на этот раз без того, чтобы владельцы называли действия вслух.
Наконец, владельцы попросили своих собак “дай мне потянуть” или “дай мне бросить” из кучи игрушек, чтобы проверить, будут ли животные наклеивать ярлыки на новые игрушки, основываясь исключительно на своем опыте игры с ними. Правильный выбор новых игрушек свидетельствует о том, что собаки переносили функциональные ярлыки со старых на новые.
В подавляющем большинстве случаев они выбирали правильно. В среднем из кучи, включающей как старые, так и новые игрушки, собаки выбирали подходящую новую игрушку в 31 из 48 испытаний, несмотря на то, что никогда не слышали, как вслух называются категории, относящиеся к этим предметам. Большинство “ошибок” происходило, когда собака выбирала старую игрушку, название которой было озвучено во время предыдущей тренировки.
Некоторые собаки могут обладать ранее неизвестными способностями. Новое исследование показало, что собаки, которые уже умеют запоминать названия своих игрушек, могут также сортировать игрушки по их назначению.
Предыдущие исследования того, могут ли животные классифицировать предметы по функциям, проводились на специально обученных животных в неволе. “Это первое исследование, в котором изучается этот когнитивный навык у животных в их естественной среде обитания — в случае с собаками, которые дома, естественно, играют со своими владельцами”, — говорит Фугацца. Более ранние исследования также не позволяли отличить физические или другие сигналы, которые собаки могут использовать, от функциональных. Новое исследование показало, что собаки полагались только на динамические социальные сигналы — на то, как их хозяева играли с игрушкой.
Если взять для сравнения человеческих младенцев, то навык функционального обозначения у собак примерно такой же, как у малышей. “Тот факт, что это обучение происходило [естественным путем], а не в лаборатории с тысячами тренировочных испытаний, говорит о том, что способность собак определять функцию на основе контекста является более сложной и экологически обоснованной, чем мы предполагали”, — говорит Ванесса Вудс, эволюционный антрополог из Университета Дьюка и руководитель проекта называется «Детский сад для щенков Герцога». “Это демонстрирует, что собаки не только запоминают ярлыки, но и могут гибко использовать их таким образом, который отражает более глубокую категоризацию”.
Будущие исследования могут изучить, какие еще ментальные категории могут создавать собаки и какие механизмы задействованы в мозге. “Очень интересно наблюдать, как собаки распознают, запоминают, делают выводы”, — говорит Фугацца. “Чтобы делать то, что они делают, требуется много когнитивных усилий”. Основываясь на том факте, что ее подопечные были одаренными в изучении слов — ее “послами в понимании когнитивных способностей собак”, как она их называет, — Фугацца не может сказать, что все собаки обладают этим навыком функционального обозначения. “Но я бы не исключала такой возможности”.