Если расхождение между заявленной массой брутто и фактической массой брутто загруженного контейнера останется незамеченным, это может негативно сказаться на безопасности судна, моряков и береговых работников, приведя к принятию неправильных решений о размещении груза на судне и потенциальному обрушению штабелей контейнеров или их выпадению за борт.
Коротко о главном
Сертификат VGM на контейнер
Что такое VGM
VGM (Verified Gross Mass) — это подтверждённая валовая масса контейнера, включая вес самого контейнера и содержимого. Этот показатель обязателен для безопасной и эффективной погрузки и транспортировки морских контейнеров.
Зачем нужен сертификат VGM
Международная конвенция SOLAS (Safety of Life at Sea) с июля 2016 года требует подтверждать валовую массу каждого экспортируемого контейнера перед его погрузкой на судно. Это снижает риск аварий, связанных с неправильным распределением веса и перегрузкой.
Как получить сертификат VGM
Взвесить контейнер полностью вместе с грузом (метод 1).
Сложить вес груза и веса пустого контейнера (метод 2): вес груза определяется на взвешивающих устройствах или на основании коммерческих документов, вес пустого контейнера указывается на табличке контейнера.
Результат фиксируется в официальном документе — сертификате или заявлении о валовой массе, который предоставляется перевозчику.
Кто выдает сертификат
Аккредитованные организации, весовые станции, компании, имеющие право на проведение взвешивания.
Экспедиторы или компании-отправители, если они имеют надлежащие средства и полномочия.
Основные требования
Сертификат VGM должен быть предоставлен своевременно до отправки контейнера.
Несоответствие или отсутствие VGM может привести к отказу в погрузке контейнера на судно. Подробнее: VGM верификация массы брутто контейнера.
Официальная информация о получении сертификата VGM
В 2011 году в ИМО началась работа по разработке мер по предотвращению потерь контейнеров. В связи с морскими авариями и инцидентами, в которых неправильно заявленная масса контейнера была одним из факторов, одним из направлений работы стало возможное введение требования о взвешивании загруженных контейнеров для определения их фактической массы брутто перед погрузкой на судно. Работа завершилась утверждением Руководства по проверке массы брутто контейнера с грузом (MSC.1/Circ.1475) и принятием поправки к правилу VI/2 Конвенции СОЛАС, требующей обязательной проверки массы брутто загруженных контейнеров (резолюция MSC.380(94)).
Поправки к Конвенции СОЛАС и связанные с ней руководства
Комитет по безопасности на море (MSC) на своей девяносто четвертой сессии (17–21 ноября 2014 г.) принял, в частности, поправки к правилу VI/2 Конвенции СОЛАС (см. резолюцию MSC.380(94)), требующие обязательной проверки массы брутто загруженных контейнеров.
В дополнение к поправкам к правилу VI/2 Конвенции СОЛАС и в целях установления общего подхода к внедрению и обеспечению соблюдения требований Конвенции СОЛАС, касающихся проверки массы брутто загруженных контейнеров, Комитет по безопасности на море одобрил Руководство по проверке массы брутто контейнера с грузом (MSC.1/Circ.1475).
Вышеупомянутые поправки к Конвенции СОЛАС вводят два основных новых требования:
грузоотправитель несет ответственность за предоставление подтвержденного веса путем указания его в грузовом документе и предоставления капитану или его представителю, а также представителю терминала заблаговременно для использования при подготовке плана размещения груза на судне; и
подтвержденная масса брутто является условием для погрузки загруженного контейнера на судно.
Грузоотправитель определяется как юридическое или физическое лицо, указанное в коносаменте, морской накладной или эквивалентном документе мультимодальной перевозки (например, «сквозном» коносаменте) в качестве грузоотправителя и/или которое (или от чьего имени или по поручению) заключило договор перевозки с судоходной компанией (см. пункт 2.1.12 Руководства по подтвержденной массе брутто контейнера с грузом (MSC.1/Circ.1475)). Наличие у представителя терминала и капитана или его представителя проверенной массы брутто загруженного контейнера, предоставленной заблаговременно для использования в плане размещения груза на судне, является обязательным условием для погрузки контейнера на судно, к которому применяются правила СОЛАС. Однако это не является правом на погрузку. Ничто в правилах СОЛАС не ограничивает принцип, согласно которому капитан сохраняет за собой право окончательного решения о приеме загруженного контейнера для погрузки на свое судно.
Проверка массы брутто может быть выполнена одним из двух методов:
взвешиванием загруженного контейнера;
взвешиванием всех упаковок и единиц груза, включая массу поддонов, подкладочных материалов и других крепежных материалов, подлежащих размещению в контейнере, и суммированием массы тары контейнера с суммой отдельных масс, используя сертифицированный метод, одобренный компетентным органом государства, в котором была завершена загрузка контейнера. Поправки к правилу VI/2 Конвенции СОЛАС были приняты 1 января 2016 года и вступят в силу 1 июля 2016 года.
Непредвиденные обстоятельства в отношении контейнеров, полученных без подтвержденной массы брутто
Несмотря на то, что грузоотправитель несет ответственность за получение и документальное оформление подтвержденной массы брутто загруженного контейнера, раздел 13 Руководства по подтвержденной массе брутто контейнера с грузом (MSC.1/Circ.1475) содержит положения о непредвиденных обстоятельствах в отношении контейнеров, полученных без подтвержденной массы брутто.
Для обеспечения дальнейшей эффективной перевозки таких контейнеров капитан судна или его представитель, а также представитель терминала могут получить подтвержденную массу брутто загруженного контейнера от имени грузоотправителя. Это может быть сделано путем взвешивания загруженного контейнера на терминале или в другом месте, однако вопрос о том, следует ли это делать и как это делать, должен быть согласован коммерческими сторонами, включая распределение связанных с этим расходов. Информация предоставлена IMO.
