Содержание
Представьте себе игровое шоу, в котором ведущий просит участника случайным образом выбрать один вариант из трех: A, B или C.
После того, как участник выбирает, скажем, вариант B, ведущий показывает, что один из оставшихся вариантов (скажем, C) не содержит приза. На заключительном этапе участников спрашивают, хотят ли они передумать и выбрать оставшийся вариант А или придерживаться своего первоначального варианта Б.
Эта знаменитая головоломка, получившая название «Задача Монти Холла» в честь ведущего американского игрового шоу, развлекает математиков на протяжении десятилетий. Но это также может рассказать нам кое-что о том, как функционирует человеческий разум и мозг.
Почему некоторые люди предпочитают менять свое мнение, в то время как другие придерживаются своего первоначального выбора? Как бы вы поступили и что ваш выбор может рассказать о вашем мышлении?
Когда менять
Исследования изменений в сознании используют концепцию «метапознания», чтобы объяснить, когда и как происходят изменения в сознании. В широком смысле, метапознание относится к психологическим и биологическим процессам, которые информируют нас о том, насколько хорошо мы справляемся с задачей.
В некотором смысле, метапознание — это тот внутренний голос, который говорит нам, что мы либо на верном пути, либо должны стараться усерднее.
Интуитивно, изменения в сознании могут быть вызваны низкой уверенностью в нашем первоначальном выборе. Тем не менее, когда мы с коллегами проанализировали результаты исследований, посвященных изменению мнения о различных решениях, мы обнаружили множество исследований, показывающих, что люди меняют свое мнение реже, чем вы могли бы подумать. Это было удивительно, учитывая, как часто мы чувствуем неуверенность в своем выборе.
С другой стороны, когда люди решают изменить свое мнение, это часто оказывается к лучшему. Эта способность точно определять, стоит ли менять свое мнение, называется метакогнитивной чувствительностью.
Наше исследование показало, что люди часто принимают более взвешенные решения о том, стоит ли им менять свое мнение, когда у них не хватает времени.
Понимание того, как мы решаем изменить свое мнение, может помочь нам найти способы тренировать свой разум, чтобы делать правильный выбор.
Наш мозг показывает, когда мы передумаем
Еще один интересный вопрос, касающийся изменения мнения, заключается в том, когда люди решают изменить свое мнение. Ответ на этот вопрос может показаться очевидным, поскольку люди могут изменить свое мнение только после того, как они сделали первый выбор.
Чтобы узнать больше об этом процессе, мы измерили мозговую активность людей еще до того, как они сделали свой первоначальный выбор, в ходе лабораторного задания, которое включало ответы на вопросы о движущихся изображениях на экране. Мы успешно предсказывали изменения в сознании за несколько секунд до того, как они происходили.
Эти результаты свидетельствуют о том, что активность мозга, которая предсказывает изменение мнения, может быть использована для улучшения качества первоначального выбора, без необходимости менять мнение позже. Обучение, основанное на этой активности мозга, может помочь людям в таких сложных профессиях, как здравоохранение или оборона, принимать более взвешенные решения.
Почему мы не меняем свое мнение чаще?
Исследования в области метапознания предоставили убедительные доказательства того, что изменения в мышлении, как правило, улучшают результаты выбора. Так почему же люди так неохотно меняют свое мнение?
Есть по крайней мере две возможные причины. Во-первых, решение изменить свое мнение, как правило, является результатом дополнительных когнитивных усилий по анализу качества первоначального выбора. Не каждое решение требует таких усилий, и большинство повседневных решений могут быть скорее достаточно хорошими, чем идеальными.
Например, выбор неправильной марки безалкогольного напитка со вкусом апельсина, вероятно, не окажет существенного влияния на наше самочувствие. На самом деле, исследования потребителей показывают, что покупатели, как правило, более удовлетворены продуктом, когда им предлагают меньше вариантов, — это явление называется «парадокс выбора». Это говорит о том, что наличие большего выбора и, следовательно, большей возможности изменить свое мнение может потребовать больших когнитивных усилий.
Во-вторых, частая смена взглядов может свидетельствовать о социально нежелательных чертах личности. Значимые и полноценные межличностные отношения зависят от способности прогнозировать действия другого человека и полагаться на них.
Беспорядочная и частая смена взглядов может негативно сказаться на отношениях, и люди могут избегать этого, чтобы улучшить свою социальную интеграцию.
Будущее за изменением своего мнения
Наука об изменении взглядов — захватывающая область исследований, развивающаяся быстрыми темпами.
Будущие разработки в этой области могут быть направлены на выявление специфических показателей мозговой активности, определяющих последующее правильное изменение мнения. Если будут найдены надежные и достоверные показатели, их можно будет использовать, чтобы помочь людям стать экспертами в том, когда им следует изменить свое мнение для достижения лучших профессиональных и социальных результатов.
Да, и возвращаясь к проблеме с Монти Холлом: если ведущий игрового шоу когда-нибудь предложит вам сделать такой выбор, вам определенно следует передумать. В этом случае, по математическим соображениям, отказ от первого варианта удвоит ваши шансы на победу.