Гравюры с изображением верблюдов свидетельствуют о раннем присутствии человека в некогда зеленом ландшафте Нефуда
Гравюры в Джебель-Мисме были сделаны одними из первых людей, пришедших в этот регион более 12 000 лет назад. Гравюры выделены цветом, а фигура женщины наложена слева, чтобы показать их масштаб.
Верблюды в Джебель-Мисме были заморожены во время марша в течение 12 000 лет. “Они действительно впечатляют”, — говорит палеоантрополог Майкл Петраглия. “Они прекрасны, монументальны”.
Стадо животных вырезано в скале, возвышающейся над преимущественно плоским пустынным ландшафтом Нефуда в Саудовской Аравии. Как сообщают Петраглия и его коллеги 30 сентября в журнале Nature Communications, на гравюрах в натуральную величину изображены около 150 других недавно задокументированных петроглифов, которые датируются периодом от 12 800 до 11 400 лет назад.
Наскальные рисунки и раньше находили в Саудовской Аравии, но эти петроглифы датируются периодом неолита, около 8000 лет назад. Гравюры, найденные в Джебель—Мисме, Джебель—Арнаане и Джебель-Млейхе — все они находятся на скалах в отдаленной части Нефуда, недалеко от его южного края, — намного старше. По словам Петраглии, директора Австралийского исследовательского центра эволюции человека при Университете Гриффита в Брисбене, гравюры видны за много миль и, вероятно, предназначались для обозначения территории или близлежащих источников воды.
Недавно обнаруженные наскальные рисунки были найдены в ходе исследований в рамках одного из проектов Петраглии под названием «Зеленая Аравия». Команда недавно опубликовала доказательства того, что за последние 8 миллионов лет этот регион временами был пышным и зеленым, что указывает на то, что Сахара и восточные пустынные районы также были влажными.
Петраглия и его коллеги считают, что самые ранние наскальные рисунки в Джебель-Мисме и двух других обнажениях поблизости были сделаны первыми кочевниками, пришедшими в этот регион после Последнего ледникового периода, который сделал регион засушливым, но закончился около 19 000 лет назад. По мере того как регион становился все более влажным, а количество осадков накапливалось во временных озерах в пустыне, или “плайях”, появились дикие животные, такие как верблюды, газели, зубры и горные козлы, за которыми последовали кочевые охотники—люди, которые использовали их в качестве пищи.
Наскальные рисунки в Джебель-Арнаане демонстрируют этапы гравировки. Вверху слева: гравюры фазы 1 (зеленые) под гравюрами фазы 2 (желтые); Вверху справа: натуралистичная гравюра верблюда фазы 3 (белая) под “стилизованной” гравюрой фазы 4 (синяя); Внизу слева: Гравированный горный козел фазы 4 с “мультяшными” глазами и рогом (темные синий) над гравюрой зубра (светло-голубой), изображенной на этапе 3; справа внизу: эквид (вероятно, дикий осел) и его детеныш (синий) из этапа 4. Гуаньин и др./Nature Communications, 2025
Гравюры охотников были вырезаны на естественном темном “лаке”, который образуется на скалах пустыни, чтобы обнажить песчаник под ними. Анализ показывает, что они были сделаны в четыре этапа: на самых ранних, вырезанных более 12 000 лет назад, были изображены маленькие стилизованные женщины, часто с подчеркнутыми формами, а позже они были покрыты другими гравюрами. На втором этапе петроглифов были изображены более крупные стилизованные человеческие фигуры.
Потрясающие гравюры с животными — натуралистичные по стилю и достигающие 3 метров в длину — относятся к более продолжительному третьему этапу, который закончился около 11 000 лет назад. Каждое животное изображено с характерными индивидуальными чертами. Четвертая фаза состоит из “мультяшных” изображений животных, которые более стилизованы и отражают эволюцию традиции, пишут авторы исследования. Они отмечают, что последняя пышная эпоха закончилась в Аравии около 6000 лет назад, вновь превратив Нефуд в одно из самых засушливых мест на Земле.
При раскопках траншей рядом с гравюрами были обнаружены каменные орудия и другие предметы, свидетельствующие о тесных связях художников с другими доисторическими народами Восточного Средиземноморья. Но размер и стиль гравюр отличают их друг от друга и указывают на истоки новой традиции. Кочевники “создали это монументальное наскальное искусство, которого мы никогда раньше не видели”, — говорит Петраглия. “Это совершенно новое явление”.
Один из исследователей раскопал траншею под изображением верблюда в Джебель-Арнаане. На этапе 3 там была выгравирована “натуралистическая” фигура верблюда, а позже, на этапе 4, была нанесена “стилизованная” гравюра. Проект «Наскальное искусство и археология Сахута»
Палеоклиматолог Пол Уилсон из Саутгемптонского университета в Англии говорит, что исследование Петраглии и его коллег показывает, как доисторические люди адаптировались к изменениям климата. “Как и ее африканский аналог [Сахара], Аравийская пустыня украшена бесчисленными доисторическими гравюрами и картинами, которые являются… неопровержимыми свидетельствами заселения нашими древними предками”, — говорит он.
Археолог Анна Белфер-Коэн, почетный профессор Еврейского университета в Иерусалиме, изучающая доисторическую историю региона, говорит, что можно было бы ожидать, что доисторические люди в Аравии экспериментировали с новым образом жизни. Работа Петраглиа и его коллег открывает новое окно в прошлое. “Она рассказывает историю региона, который в течение многих лет был terra incognita, настолько, что люди даже не задумывались о его изучении”, — говорит она. “Эти находки открывают глаза”.