Рост использования социальных сетей детьми был связан со снижением когнитивных способностей. Исследование JAMA, в котором приняли участие 6554 подростка в возрасте 9-13 лет, показало, что те, кто проводил больше времени в социальных сетях, набрали меньше баллов в тестах на устное чтение, память и словарный запас.
Среднестатистический подросток проводит у экранов около 5 с половиной часов в день по причинам, не связанным с обучением. Значительная часть этого времени тратится на социальные сети, как на создание собственного контента, так и на использование контента, размещенного другими пользователями.
В отличие от пассивного времяпрепровождения у экрана, такого как просмотр телевизора или видео, социальные сети требуют активного участия в процессе прокрутки, проверки уведомлений и общения с людьми онлайн. Все эти действия постоянно задействуют участки мозга, участвующие в обработке информации и принятии решений. Из-за постоянной необходимости поддерживать мозг включенным социальные сети требуют гораздо больших умственных усилий, чем простое созерцание экрана.
Предыдущие исследования показали, что привыкание к использованию социальных сетей связано с повышенным риском возникновения психических расстройств у молодых людей. Однако его влияние на когнитивные способности — насколько хорошо подростки мыслят, усваивают и обрабатывают информацию — остается менее ясным.
Целью данного исследования было выяснить, влияет ли количество времени, которое подростки проводят в социальных сетях по мере взросления, на их когнитивные способности.
Для анализа команда использовала данные исследования когнитивного развития мозга подростков (ABCD), крупномасштабной лонгитюдной инициативы, которая отслеживает детей с позднего детства до подросткового возраста. Эта сеть из 21 исследовательского центра год за годом отслеживает развитие мозга, когнитивные способности и изменения в поведении 11 880 детей по мере их взросления.
Исследователи отобрали для исследования 6554 подростка, из которых 51,1% — мужчины и 48,9% — женщины. Они собрали данные за три периода времени: базовый (2016-2018 годы, возраст 9-10 лет), 1-й год (2017-2019) и 2-й год (2018-2020).
Чтобы проследить, как менялись привычки детей к общению в социальных сетях по мере их взросления, команда использовала статистический метод, называемый групповым моделированием траекторий. Этот подход позволил им выявить три различных модели использования социальных сетей: большинство (57,6%) не использовали их вообще или использовали очень мало, примерно у трети (36,6%) использование было низким, но неуклонно увеличивалось, и небольшая группа (5,8%) продемонстрировала высокий уровень использования и его рост с течением времени.
Для измерения когнитивных способностей исследователи использовали когнитивную батарею NIH Toolbox — набор стандартизированных тестов, оценивающих устное чтение, последовательную память, скорость сравнения образов и словарный запас с картинками.
Результаты показали, что дети из группы с высоким уровнем использования социальных сетей показали самые низкие результаты в нескольких когнитивных тестах, особенно в тестах на знание языка и память. Показатели успеваемости снижались по мере роста использования социальных сетей, а дети из группы с очень низким уровнем использования или вообще не пользующиеся ими в целом показали самые высокие результаты. Эти результаты еще раз подтверждают необходимость введения более строгих возрастных ограничений на всех платформах социальных сетей.
Исследование было наблюдательным, что означает, что оно могло выявить корреляции, но не установить причинно-следственную связь. Для разработки эффективных мер вмешательства необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить механизмы, приводящие к снижению когнитивных способностей, и определить, как конкретные платформы социальных сетей способствуют этим последствиям.
Эта статья, написанная для вас нашим автором Санджуктой Мондал, отредактированная Сэди Харли, а также проверенная фактами и рецензируемая Робертом Иганом, является результатом кропотливой человеческой работы. Мы полагаемся на таких читателей, как вы, в поддержании независимой научной журналистики. Если эта информация важна для вас, пожалуйста, подумайте о пожертвовании (особенно ежемесячном). В качестве благодарности вы получите аккаунт без рекламы.
Дополнительная информация: Джейсон М. Нагата и др., Траектории использования социальных сетей и когнитивные способности подростков, JAMA (2025). DOI: 10.1001/jama.2025.16613
Информация о журнале: Журнал Американской медицинской ассоциации