...

Яркие моменты усиливают воспоминания о прошлом

от Sova-kolhoz

Эмоциональные переживания укрепляют наши воспоминания о более обыденных моментах до или после

Ученые долго ломали голову над тем, почему люди помнят одни повседневные моменты, а не другие. Новое исследование показывает, что слабые воспоминания могут связываться с более захватывающими.

Ченьян (Лео) Лин вырос в прибрежном городе на юге Китая, вдали от лесов. Поэтому, когда в прошлом году он отправился в поход по Нью-Гэмпширу, его поразили огромные деревья и шныряющие белки. “Для меня это было в новинку”, — говорит Лин, специалист по работе с мозгом и поведением из Бостонского университета.  

Этот поход навсегда запечатлелся в памяти Лина. Как ни странно, но и более знакомые цыплята, которых он видел по пути в поход, тоже.

Теперь исследование Лина помогает объяснить, почему эти цыплята и белки запечатлелись в его памяти. События, которые вызывают эмоциональный отклик, помогают людям вспомнить моменты, которые в противном случае они бы забыли, — об этом Лин и его коллеги сообщают 24 сентября в журнале Science Advances. Мозг, кажется, даже связывает похожие объекты и события. Вероятно, именно поэтому Лин помнит обычных сельскохозяйственных животных наряду с этими супер крутыми белками.

Понимание того, что люди помнят и забывают, может помочь студентам сохранять информацию, а терапевтам — лечить пациентов с травмами, говорит Лин.

Начиная с 1990-х годов, исследования показали, что сочетание слабой памяти с сильной может сделать слабую память более устойчивой. Идея, лежащая в основе этой теории, известной как «помечать и фиксировать», заключается в том, что повседневные воспоминания оставляют нейронные метки, которые исчезают в течение нескольких часов. Но когда вскоре после повседневного события возникает более яркое воспоминание, это вызывает локальный белковый шторм в гиппокампе и связанных с ним нейронных цепях. Помеченные нейроны могут улавливать эти белки, тем самым соединяя слабые воспоминания с сильными.

Лин и его команда проверили эту идею, пригласив более 100 человек понаблюдать за животными, такими как трубкозубы, хомяки или морские звезды, а также за повседневными инструментами на компьютере. Сначала участники просто просмотрели десятки изображений. Затем они просмотрели похожие изображения, но на этот раз к каждому из них было прикреплено вознаграждение. Около половины участников получили большое вознаграждение за маркировку животных и небольшое вознаграждение за маркировку инструментов, в то время как другая половина получила обратное. Например, участник мог получить 900 баллов за то, что опознал хомяка как животное, и 1 балл за то, что опознал молоток как инструмент, или наоборот.

На следующий день команда удивила участников тестом на запоминание того, что они видели накануне. Исследователи обнаружили, что значение имеет как размер вознаграждения, так и тип категории изображений. Получение крупного вознаграждения за просмотр животных улучшило воспоминания людей об этих животных примерно на 5 процентов. Те, кто получил небольшое вознаграждение, запомнили около 45% животных, которых они видели в первом раунде, в то время как те, кто получил крупное вознаграждение, запомнили около 50% соответствующих животных.

Крупные награды, полученные сразу после просмотра инструментов, не помогли людям вспомнить инструменты, которые они видели на предыдущих этапах. Лин подозревает, что это связано с тем, что у людей сформировались более сильные первоначальные воспоминания об инструментах, чем о животных, даже без стимулирующих память наград. Награды, связанные с изображениями животных, не повлияли на способность людей запоминать, какие инструменты они видели.

Известно, что обыденные воспоминания существуют в этом временном состоянии, говорит когнитивный нейробиолог Джозеф Дансмур (Joseph Dunsmoor) из Техасского университета в Остине. Но это одна из первых работ, в которой показано, что слабые воспоминания с большей вероятностью сохраняются, когда они связаны с сильной памятью.  “События, произошедшие в прошлом, внезапно приобретают большее значение”, — говорит Дансмур, который сам проводил подобное исследование.

Команда Лина также показала, что после получения крупного вознаграждения у людей лучше формируются новые воспоминания. После важного события мозг возбужден и открыт для новой информации, поэтому эти воспоминания сохраняются, говорит Лин.

Чтобы разобраться в том, что происходит в мозге, пока формируются воспоминания, потребуется больше времени. Когда-нибудь терапевты могли бы помочь выжившим улучшить повседневные воспоминания, которые были до травмы, чтобы притупить боль от того, что последовало за ней, говорит Лин. Или же учителя могли бы разработать стратегии, способствующие запоминанию информации учащимися: если Сьюзи прыгает вверх-вниз в задаче по математике, возможно, классу тоже следует подпрыгивать вверх-вниз.

Похожие публикации