Книжка МДП или Carnet TIR что это такое и как работает

Книжка МДП или Carnet TIR что это такое и как работает

Книжка МДП – коротко о главном

Книжка МДП (Carnet TIR) - специальный таможенный документ, подтверждающий право перевозчика работать в рамках конвенции МДП. В таможне страны отправления груз проверяется, транспортное средство опломбируется таможней и доставляется до места назначения без таможенных досмотров и уплаты обеспечения в транзитных странах.
Уплату таможенных платежей гарантирует международный союз автомобильного транспорта (МСАТ или IRU)1, в России данную организацию представляет АСМАП2. АСМАП выдает книжки МДП, а также гарантирует выплату таможенных платежей до 60 тыс. евро в адрес ФТС РФ (во многих странах уже до 100 тыс. евро). Система работает в ЕС, ЕАЭС и с 2018 года в Китае.

 

Какие выгоды от применения TIR МДП

Ускорение доставки - автомобильная (и мультимодальная) перевозка осуществляется без длительных досмотров в транзитных странах;
Экономия - отсутствует необходимость вносить финансовое обеспечение;
Расширение географии поставок - внутри ЕС данную систему постепенно вытесняет аналогичная Т1 (Т2), однако импорт в ЕАЭС и СНГ, особенно через Белоруссию, а также присоединение к МДП Китая существенно упрощает транзит;
Удобно для LTL - возможность доставлять товар до 4-з заказчикам в одной стране.

 

Как работает Книжка МДП (Carnet TIR)

Схему перевозки по Carnet TIR с зонами ответственности Продавца, Перевозчика и Покупателя можно посмотреть тут.

 

1. Получение и подготовка книжки МДП

Книжки МДП в России выдает АСМАП, туда же надо сдавать книжки, по которым перевозка завершена. Получить книжку МДП (TIR) могут только перевозчики имеющие статус перевозчика T.I.R. (как его получить читайте в этой статье).
Срок действия книжки МДП не может превышать 75 дней с момента выдачи. Это срок, в который должна быть начата процедура перевозки (даже если это последний день действия книжки).

 

1.1. Проверка статуса и срока действия книжки МДП

Статус книжки МДП и её действительность можно отследить через приложение CUTE-Wise (cutewise.org) в любой момент в режиме реального времени. Срок действия, как правило, 60 дней, однако, если в последний день по книжке МДП началась перевозка, то ей действие продляется на весь срок перевозки.

 

1.2. Подготовка к процедуре и предварительное электронное информирование

Перед ввозом продукции в ЕС по процедуре МДП необходимо Предварительное Электронное Информирование (ЭПИ). ЭПИ бесплатно и осуществляется через сайт https://tirepd.iru.org (логин и пароль выдает АСМАП при выдаче книжки).
После отправки информации таможня присваивает MRN-номер (Movement Reference Number). По прибытии на таможенный переход ЕС водитель предоставляет этот номер таможеннику, который сверяет данные с данными в сопроводительных документах и подтверждает MRN.
Очень подробную инструкцию по работе с сайтом https://tirepd.iru.org можно скачать на сайте АСМАП по адресу: https://www.asmap.ru/asmap/sistema-mdp/Predvaritel'noe-informirovanie/

Перед ввозом продукции в Р.Ф. также необходимо пройти процедуру ЭПИ на сайте ФТС. Для этого есть аналогичный электронный сервис, он находится по адресу: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Eps , там также имеются очень подробные инструкции по работе и заполнению необходимых форм. Любой желающий может зарегистрироваться заполнив стандартную форму регистрации. Удобство сервиса также как и с европейским MRN заключается в том, что пользователь либо распечатывает штрихкод, либо просто записывает 36 значный номер, который сообщает в пункте перехода и получает транзитную декларацию в течении 15 минут.

 

1.3. Номер EORI для перевозки по книжке МДП

Важно не забыть, что перевозчик, для использованя книжки МДП (впрочем, равно как любое лицо осуществляющее экономические операции на территории ЕС) должен иметь номер EORI (Economic Operators Registration and Identification). Этот номер указывается при заполнении книжки МДП (в 4 графе белого и зеленого отрывных листов). О том как получить номер EORI мы опишем в отдельной статье.

 

2. Порядок заполнения книжки МДП

Сама книжка – это большой многостраничный блокнот, который заполняется в строгом соответствии с инвойсом, упаковочным листом и CMR. Любое расхождение в количестве грузовых мест, наименовании, упаковке весе вызывает подозрение у таможенных работников и может привести к длительным досмотрам и проверкам!

2.1. Обложка темно-желтого цвета

Заполняется ОСМАП при выдаче и также перевозчиком перед перевозкой.

2.2. Желтый грузовой манифест

Важнейшая часть книжки МДП, в которой указывается важнейшие данные по перевозке, это как раз та часть книжки, которая должна соответствовать сопроводительным документам!
• Страны отправления и назначения.
• Таможни отправления и назначения.
• Очередность прохождения границ и таможен.
• Наименование и весогабаритные характеристики грузы: описания, коды ТН ВЭД, веса брутто/нетто, количества грузовых мест.
• Если доставка подразумевает несколько таможен в стране назначения, это также должно быть отражено.
• Список и номера товаросопроводительных и транспортных документов.
• Рег. номер транспортного средства, осуществляющего перевозку.
• Номера пломб, печати и другие отметки таможни.

2.3. Парные белые и зеленые отрывные листки с корешками

Белые листы отрываются таможней страны при въезде, зеленые, при выезде из страны, у водителя остаются соответствующие корешки.
Во время начала перевозки, в стране отправления, после осмотра груза, опечатывания и наложения пломб, отрывается первый лист и оформляется корешок, при выезде из страны отправления отрывается второй лист. Процедура повторяется во всех транзитных странах, а также, если в стране назначения груз должен быть выгружен в нескольких таможнях.
После завершения транзита таможенный сотрудник возвращает перевозчику СМР с отметкой "Товар поступил", а также заполненную книжку МДП, которая должна быть сдана в Асмап.

2.4. Протокол

Заполняется в случае аварии или нарушения процедуры МДП, остается в книжке и сдается вместе с ней, после завершения перевозки.

2.5. Задняя сторона обложки с отрывной частью

Отрывная часть задней стороны обложки выдается перевозчику в случае задержания книжки МДП.

 

Недостатки и ограничения МДП

1. АСМАП гарантирует выплату таможенных платежей до 60 тыс. евро в адрес ФТС РФ. Если товар дорогостоящий и таможенные платежи превышают 60 тыс. евро данная процедура не работает. В данном случае придется вносить гарантийное обеспечение.
2. Процедура МДП не обеспечивает страхование груза, только таможенные платежи! Необходимо позаботиться о страховании.
3. В случае нарушений процедуры МДП компания перевозчик будет выплачивать компенсацию АСМАП.


Схема перевозки по Carnet TIR с зонами ответственности Продавца, Перевозчика и Покупателя

Этап  Процедура перевозки по Carnet T.I.R.
   Поставщик   Перевозчик  Заказчик
  Экспедитор
1
2
3
4
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Интересно и полезно? Поделитесь в соцсетях.

Спасибо за поддержку и за то, что Вы с нами!

Не согласны? Есть вопросы? Добавьте комментарий.

Защитный код
Обновить

Авторизация

Контакты

Электронная почта: inf@uralferm.ru

Телефоны: +7 903 260 50 96

Please publish modules in offcanvas position.